Приложение
к постановлению
VI Съезда Профсоюза
от 31марта 2010 г. № 6
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ
НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
на 2010 - 2015 годы
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая Программа развития деятельности Профсоюза работников народного
образования и науки Российской Федерации (далее – Профсоюз) подтверждает
преемственность курса, выработанного предыдущим Съездом Профсоюза,
по сохранению единого образовательного пространства и доступности качественных
образовательных услуг, недопущению необоснованного сокращения сети и кадрового
персонала образовательных учреждений, а также по повышению социального статуса
педагогических работников.
Профсоюз подтверждает приверженность принципам отечественного и международного
профсоюзного движения: единства, солидарности, справедливости,
независимости.
Отвечая на вызовы времени, Профсоюзу наряду с
решением традиционных вопросов необходимо обрести новый опыт
взаимодействия с законодательной и исполнительной властью всех уровней, направленного
на развитие и расширение социального диалога с государственными и общественными
институтами в решении возникающих задач по реализации определенных
стратегических направлений в сфере образования.
Профсоюз сегодня не просто формальное профессиональное объединение, а общероссийское объединение учителей, воспитателей, преподавателей, ученых, инженерно-технических работников, мастеров производственного обучения и обучающихся с активной гражданской позицией и убеждениями, способных конструктивно, творчески и ответственно совершенствовать и укреплять позиции организации в обществе, отстаивать свои интересы в открытом и принципиальном диалоге с властью.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
1. развитие и
совершенствование деятельности Профсоюза;
2. повышение способности
профсоюзных организаций всех уровней адекватно и быстро реагировать
на социально-экономические, содержательные и структурные изменения в сфере образования;
3. консолидация усилий всего профессионального сообщества на достижение необходимого результата по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников образования, социально-экономических прав студентов.
ВНЕШНИЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ:
глобализация и открытость системы образования, отвечающая запросам российского
и международного рынков труда;
необходимость обеспечения инновационного характера развития (модернизации)
всех уровней образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на
знаниях;
изменение правового положения образовательных учреждений, принципов
управления в системе образования, внедрение рыночных механизмов в сферу
образования;
введение новой системы оплаты труда работников образовательных учреждений,
направленной на создание стимулов к качественному и результативному труду;
переход к уровневой системе подготовки кадров, создание многопрофильных
и многоуровневых образовательных учреждений профессионального образования;
формирование современного кадрового потенциала, конкурентного рынка труда в
сфере образования с учетом демографических изменений и
оптимизации численности работников и сети образовательных учреждений;
создание современной системы непрерывного образования, подготовки, повышения
квалификации и переподготовки профессиональных кадров, в том числе
педагогических;
реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
формирование и внедрение нового поколения образовательных стандартов и
механизмов контроля качества образовательных услуг с участием обучающихся,
работодателей и профессионального сообщества.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОФСОЮЗА:
Развитие конструктивного социального диалога организаций Профсоюза с органами
государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления,
направленного на:
Участие в реализации приоритетных задач государственной политики
в сфере образования и сохранении единого образовательного
пространства;
повышение статуса педагогических работников и качества кадрового потенциала
образовательных учреждений;
Создание необходимых, безопасных и комфортных условий труда для работников
образования с целью эффективной и творческой реализации
их трудовой функции, новых требованиям к качеству и условиям подготовки
обучающихся;
Содействие формированию здорового образа жизни работников образования.
Содействие становлению и развитию системы государственно-общественного
управления образованием, взаимодействие с институтами гражданского общества.
Укрепление организационного и финансового единства Профсоюза иповышение
качества работы профсоюзных организаций всех уровней.
Повышение уровня корпоративной и правовой культуры, активности
членов Профсоюза, профессионализма и ответственности выборных коллегиальных профсоюзных
органов и руководителей профсоюзных организаций всех уровней
структуры Профсоюза.
Формирование позитивного имиджа Профсоюза и усиление его позиций в информационном
пространстве.
Развитие международного сотрудничества в рамках профсоюзного движения и
изучение опыта деятельности родственных профсоюзов для внедрения в практику
профсоюзной работы.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФСОЮЗА:
1. Обеспечение участия в реализации следующих приоритетных задач
государственной политики в сфере образования:
реализация социально значимых проектов в сфере дошкольного, общего и
профессионального образования, включая педагогическое в целях совершенствования
кадрового потенциала сферы образования;
реализация планов действий Правительства Российской Федерации, региональных
планов действий по модернизации дошкольного, общего и профессионального
образования в 2010 году и на 2011-2015 годы, в том числе в рамках
ФЦПРО, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
подготовка проектов федеральных государственных образовательных стандартов
общего и профессионального образования с учетом их ресурсного наполнения,
включающих нормы оплаты труда педагогических работников, оснащения
рабочих мест, требования к объему, качеству и срокам предоставления образовательных
услуг и др.;
формирование механизмов и единых критериев общественно-профессиональной
оценки качества и результатов педагогического труда;
введение нового порядка аттестации педагогических работников;
создание моральных и материальных стимулов для привлечения в сферу образования
молодых учителей, воспитателей;
введение новых систем оплаты труда педагогических работников;
внедрение новых моделей повышения квалификации педагогических работников;
инициирование и поддержка введения в практику законотворческой деятельности
государственных органов власти обязательной социальной экспертизы законопроектов;
организация и проведение мониторингов на федеральном, региональном, муниципальном
уровнях, связанных с оценкой качества и условий труда педагогических работников,
оснащения рабочих мест, соблюдения требований к объему, качеству и срокам
предоставления образовательных услуг.
2. Повышение социального статуса работников образования и обучающихся, для чего добиваться
повышения престижности педагогического труда;
достижения
уровня заработной платы педагогических работников, конкурентоспособного на
рынке труда;
утверждения единых размеров базовых окладов (базовых должностных окладов),
базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным
группам работников образования, устанавливаемых с учётом социальной значимости
и ответственности их труда;
недопущения задолженности по выплате заработной платы работникам
образования, а также преодоления причин нарастания этой задолженности;
усиления внимания федеральных и региональных органов исполнительной
власти к проблемам профессионального становления,
социально-экономической и правовой поддержки молодых учителей,
преподавателей и воспитателей;
реализации права педагогических работников на периодическое повышение
квалификации с предоставлением им права выбора формы повышения квалификации, а
также установления порядка финансирования переподготовки
педагогических кадров за счет бюджетных средств;
разработки и реализации органами власти всех уровней, образовательными
учреждениями комплексов мер в области содействия занятости, подготовки, переподготовки
и повышения квалификации высвобождаемых работников в условиях реорганизации и
оптимизации сети образовательных учреждений с целью недопущения необоснованного
массового сокращения педагогических и других работников;
повышение уровня государственной поддержки в финансировании мероприятий по
организации отдыха, лечения и охраны здоровья работников и обучающихся;
сохранения действующих социальных льгот и гарантий работников образования и
обучающихся;
установления системы льгот и гарантий работникам образования по предоставлению
жилья (при ипотечном кредитовании, льготных ссуд и безвозмездные субсидии на
строительство и приобретение жилья);
сохранения порядка досрочного назначения педагогическим работникам трудовой
пенсии в связи с педагогической деятельностью;
развития и укрепления системы негосударственного пенсионного обеспечения
работников образования на основе НПФ «Образование и наука»;
привлечения работодателей системы образования к софинансированию дополнительного
пенсионного обеспечения работников образования в соответствии с соглашениями и
коллективными договорами;
привлечения работников образования к массовому участию в государственной
программе софинансирования накопительной части их трудовой пенсии;
совершенствования институциональных условий для развития социальной
поддержки членов Профсоюза, на основе создания новых и укрепления действующих
фондов социальной поддержки в том числе кредитных потребительских кооперативов
на уровне территориальных профсоюзных организаций для массового льготного
кредитования членов Профсоюза;
совершенствования социально-экономической и правовой защиты студентов,
законодательного закрепления минимального размера стипендии на уровне минимального
размера оплаты труда;
формирования и реализации системы адресной социальной поддержки малоимущих
и нуждающихся студентов;
решения проблем вторичной занятости студентов, трудоустройства и их адаптации
к рынку труда;
улучшения социально-бытовых и жилищных условий обучающихся;
сохранения санаториев-профилакториев, спортивно-оздоровительных баз отдыха
и лагерей, вузовских поликлиник.
3. Юридическая защита прав и интересов членов Профсоюза на основе:
участия в реализации и совершенствовании нормативно-правовой базы, в
разработке и правовой экспертизе проектов законодательных и иных нормативных
правовых актов, относящихся к
социально-трудовой сфере и сфере образования, в целях
сохранения и установления социальных и иных гарантий прав работников и
обучающихся;
развития и расширения практики проведения общепрофсоюзных и региональных
тематических проверок для осуществления масштабного мониторинга соблюдения
трудового законодательства и разъяснительной работы по применению законодательства,
повышения уровня правовых знаний, профилактического и правозащитного эффекта
контрольных мероприятий;
совершенствования механизма взаимодействия с государственными органами
контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства Российской
Федерации в области образования на всех уровнях;
поиска, поддержки и обеспечения реализации на всех уровнях профсоюзной
структуры инновационных форм правовой работы, направленных на повышение
результативности правовой защиты;
повышения качества и расширения спектра
предоставляемых юридических услуг членам Профсоюза;
систематического обучения профсоюзного актива с целью повышения правовой
грамотности;
широкой популяризации результатов правозащитной работы и усиления пропаганды
правовых знаний.
4. Защита прав и интересов членов Профсоюза на безопасные условия труда и
здоровья на основе:
повышения эффективности профсоюзного контроля в
области защиты прав членов Профсоюза на безопасные условия труда и
здоровья;
обеспечения контроля за выполнением работодателями и должностными лицами
представлений и требований технических инспекторов труда Профсоюза и
уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда образовательных
учреждений;
учёта в нормативах финансирования образовательных учреждений всех типов и
видов затрат на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, обеспечение
работников спецодеждой и другими средствами защиты, лечебно-профилактическим питанием,
проведение медицинских осмотров, осуществление компенсационных выплат
работающим во вредных и опасных условиях труда;
введения в штаты образовательных учреждений и органов управления образованием
всех уровней специалистов по охране труда;
совершенствования форм взаимодействия
с государственными органами надзора и контроля по осуществлению
комплекса мер по защите прав членов профсоюза на охрану труда;
содействия организации отдыха и оздоровления членов Профсоюза.
5. Развитие социального диалога и социального партнерства:
совершенствование структуры, условий функционирования и управления системой
социального партнерства в образовании с учетом разграничения компетенции
федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления и образовательных
учреждений;
повышение эффективности договорного
регулирования социально-трудовых отношений, в том числе на основе
своевременного включения в соглашения и коллективные договоры положений, ориентированных
на достижение конкретных результатов;
разработка и апробация инструментария мониторинга эффективности соглашений
и коллективных договоров, создание банка положительных достижений на
всех уровнях социального партнерства.
6. Институциональное и кадровое укрепление Профсоюза:
совершенствование нормативной базы внутрисоюзной работы, обеспечивающей
эффективность и дальнейшую модернизацию структуры Профсоюза рациональное распределение
полномочий