ИСТОРИЯ ПРОФСОЮЗА
В 2005 году исполнилось 100 лет
организованному профсоюзному движению в образовании России и 15 лет Профсоюзу работников народного образования и науки Российской Федерации.
В настоящее время Профсоюз объединяет 5,3 миллионов членов Профсоюза, в его
структуре 78 республиканских, краевых и областных организаций Профсоюза, 2482
окружных, городских, районных и 93982 первичных профсоюзных организаций. Более
миллиона профсоюзных активистов осуществляют выборную профсоюзную деятельность.
Объединительные процессы в учительской среде зародились еще в конце XIX
столетия и начальной формой объединения работников образования стали съезды
народных учителей. Первый съезд народных учителей был проведен еще в 1895 году
и способствовал повышению профессионального уровня педагогического персонала и
отчасти являлся формой участия учительства в обсуждении вопросов школьного
строительства. В 1903-1904 годах
демократически настроенные учителя видели способ устранения невыгодных условий
своего труда в объединении и борьбе с самодержавием. В эти годы был создан
"Союз народных учителей", объединивший демократически настроенных
работников, по преимуществу из учительской среды.
В 1905-1907 годах, на волне активного объединения рабочих и служащих различных отраслей
народного хозяйства России в профессиональные организации, резко возросло
демократическое движение и среди работников образования. В 1905 году, в так
называемые "дни свобод", когда появилась возможность легальной
работы, возник целый ряд демократических общественных организаций, ставших
новым этапом объединения педагогов России. Так 12 марта 1905 года в Санкт -
Петербурге 256 учителей и других деятелей народного образования провели
собрание для основания "Союза народных учителей и других деятелей по народному
образованию".
С 11 по 13 апреля 1905 года в Москве собрались представители 30 губерний России на Съезд педагогов и
деятелей по народному образованию, который обсудил принципы объединения
разрозненного учительского демократического движения в России, проект программы
и Устава создаваемого Союза. Большинство участников съезда, в основном сельские
учителя, высказались за то, чтобы союз был не только профессиональной, но и
политической организацией. Съезд избрал Бюро Московского Союза, которому
поручил совместно с Бюро Петербургского учительского Союза подготовить
делегатский Съезд по организации Всероссийского Союза учителей и деятелей
народного образования.
В результате подготовительной
работы с 7 июня по 10 июня 1905 года в Финляндии
состоялся Учредительный Съезд Всероссийского Союза учителей и деятелей по
народному образованию на котором присутствовало 147 делегатов от 81-ой местной
группы учителей, объединяющих 4668 человек. По сведениям Бюро на съезде была
представлена только половина образовавшихся в провинциях учительских групп.
На этом Съезде 9 июня 1905 года было провозглашено создание Всероссийского
Союза учителей и деятелей по народному образованию, избрано Центральное Бюро
Союза, утвержден Устав, в котором были заложены идеи организационного строения
Союза, которые в той или иной степени нашли отражение в современных профсоюзных
структурах.
Наличие политических целей в программных документах профессионального
движения того времени является характерной чертой и особенностью процесса
становления и развития профсоюзного движения в России в начале XX века.
С 26 по 29 декабря 1905 года в Санкт - Петербурге состоялся 2 делегатский Съезд Союза, который высказался
за полную внутреннюю реорганизацию существующих учительских обществ
взаимопомощи и объединения их во Всероссийскую организацию на началах
материальной взаимопомощи и правовой защиты учителей.
7 июня 1906 года в Финляндии состоялся 3 делегатский Съезд Союза, который в основном
отказался от политической платформы и всецело сосредоточился на проблемах
защиты социально-экономических и иных прав учителей.
С 18 по 24 июня 1907 года состоялся 4 делегатский Съезд Всероссийского Союза учителей, который признал
Союз профессиональной организацией и постановил полностью исключить из Устава
политическую платформу, как затрудняющую объединение учительства. Съезд принял
10 постановлений "О непосредственных задачах профессиональной
борьбы". Этот съезд стал последним съездом Всероссийского союза учителей и
деятелей по народному образованию.
После роспуска 2-й Государственной Думы деятельность Всероссийского союза
учителей, как и многих массовых организаций в России ослабла, практически
прекратилась.
В период политического оживления в
России (1912-1914 гг.) состоялся Всероссийский учительский
Съезд, который рассмотрел ряд профессиональных вопросов. Съезд предпринял
попытку восстановить деятельность Союза учителей, но безрезультатно.
Только в апреле 1917 года деятельность учительского Союза удалось возобновить в полной мере. На очередном
августовском Съезде Союз принял название Всероссийского учительского Союза
(ВУС).
С учетом сложившейся политической ситуации в стране Всероссийский
учительский Союз вновь включил в программу своих действий ряд политических
требований.
После роспуска в 1917 году Учредительного собрания политическая деятельность Всероссийского учительского
Союза была направлена против Советов, а потому в учительском движении произошел
раскол по политическим мотивам. Власти оказали содействие революционным
элементам учительства в выходе их из состава Союза и создании Союза
учителей-интернационалистов, который объединил учителей, открыто перешедших на
сторону Советской власти.
Союз учителей-интернационалистов по предложению В.И. Ленина высказался в
пользу скорейшего создания Всероссийского профессионального Союза работников
просвещения и социалистической культуры.
С 28 июля по 1 августа 1919 года в Москве состоялся Учредительный съезд Всероссийского Союза работников
просвещения и социалистической культуры. На съезде присутствовало 277 делегатов
из 32 губерний.
Создание Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической
культуры было организационно оформлено 29 июля 1919 года. С этой даты
начинается советский период истории профсоюзного движения работников
образования России.
В мае 1921 года в профсоюз работников просвещения и социалистической культуры России вошли
работники печати.
В октябре 1921 года на объединенном съезде Всероссийского Союза работников просвещения и
социалистической культуры и профсоюза работников искусств образован
Всероссийский профессиональный союз работников просвещения и искусств.
В мае 1922 года профсоюз работников просвещения и искусств был разделен на два самостоятельных профсоюза: работников просвещения и работников искусств.
С 1922 по 1934 годы действовал Профсоюз работников просвещения РСФСР, который объединял работников
школ, детских садов, детских домов, научных учреждений, вузов и
политпросветучреждений России.
В 1948 году произошло объединение профсоюзов работников начальных и средних школ РСФСР
с профсоюзом работников дошкольных учреждений РСФСР.
В мае 1956 года профсоюз работников начальных и средних школ РСФСР как и аналогичные
профсоюзы в союзных республиках был переименован в профсоюз работников
просвещения РСФСР.
В марте 1958 года на I-й Республиканской (РСФСР) конференции профсоюза работников
просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР профсоюз работников
просвещения РСФСР был преобразован в республиканскую организацию профсоюза
работников просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР. Республиканская
организация профсоюза просуществовала вплоть до сентября 1990 года, когда крупные
политические и социально-экономические преобразования в СССР привели к его
распаду и реформированию профсоюзного движения в России.
На состоявшемся 26 - 27 сентября
1990 года Всероссийском Учредительном Съезде было
провозглашено создание Профессионального союза работников народного образования
и науки РСФСР, принят Устав Профсоюза, избраны руководящие органы. Первым
Председателем Профсоюза работников народного образования и науки РСФСР был
избран Яковлев В.М., который проработал в этой должности до августа 2003 года.
Яковлев В.М. внес неоценимый вклад в создание, становление и развитие
Профсоюза, борьбу за социально-экономические права членов Профсоюза в самые
трудные годы новейшей российской истории. Отмечая выдающиеся заслуги Яковлева
В.М. перед Профсоюзом IV (внеочередной) Съезд Профсоюза учредил ежегодную
премию имени В.М. Яковлева для награждения профсоюзного актива.
На V Съезде Профсоюза, состоявшемся
5 апреля 2005 года, Председателем Профсоюза избрана МЕРКУЛОВА
Г.И.
Меркулова Галина Ивановна работает
в Профсоюзе с 1986 года. В образовании прошла путь от учителя
до заведующего Ждановским районным отделом образования г. Москвы.
- С 1990 года заместитель Председателя Профсоюза. Член Генерального Совета ФНПР.
- В 1996 году избрана Членом Европейского комитета Интернационала образования,
- В 2003 году вице - президентом Пан-Европейской структуры Интернационала образования.
- Имеет государственные награды, звание «Заслуженный учитель РФ», знак «Отличник народного просвещения».
- В 2015 году награждена Почётной грамотой Правительства РФ